Младший брат Бетховена Иоганн был аптекарем и на выгодных
поставках для армии быстро разбогател. Он приобрел себе роскошное
поместье и с тех пор стал подписываться "Иоганн Бетховен, владелец
поместья".
Именно так он подписал и очередное новогоднее поздравление, посланное им брату.
Великий композитор, прочитав такое, подписал свое поздравление:
"Людвиг ван Бетховен, владелец мозга".
Когда знаменитому итальянскому скрипачу Никколо Паганини передали
приглашение английского короля выступить при дворе за половину
требуемого им гонорара, он ответил:
- К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за значительно меньшую сумму, если посетит концерт в театре!
Франц Шуберт, устав от вечных преследований кредиторов,
однажды повесил на балконе свой сюртук, карманы которого были вывернуты
наизнанку. Это должно было означать: "Не беспокойте, голубчики, ни
меня, ни себя". Зрелище это оказалось настолько убедительным, что на
некоторое время кредиторы оставили в покое своего должника.
Когда Фридерик Шопен, будучи еще ребенком, должен был впервые
участвовать в публичном концерте, его долго и тщательно одевали, давали
массу советов, как надо себя вести, чтобы не нарушить торжественной
обстановки. После концерта, когда мальчика дома расспрашивали, что
больше всего понравилось публике, он с гордостью ответил:
- Мой белый воротничок!
Николай Андреевич Римский-Корсаков на одном из своих уроков
объяснял ученикам, что последняя часть симфонии или сонаты должна быть
обязательно написана в быстром темпе.
- А почему же у Чайковского четвертая часть Шестой симфонии написана в медленном темпе? - спросил М. Ф. Гнесин.
Профессор помолчал, потом торжественно произнес:
- Исключения возможны, если они гениальны.
Рассказывают о случае, происшедшем как-то с Бородиным.
Однажды, уходя из дому и предвидя, что во время его отсутствия к нему
может прийти кто-либо из друзей, он приколол к входной двери записку:
"Буду через час". Вернувшись через некоторое время и увидев записку, он
огорчился:
- Какая досада! Впрочем, ничего не поделаешь - придется подождать...
И, вздохнув, устроился на скамейке в ожидании... самого себя.
Иоганн Себастьян Бах сыграл на органе одну из своих прелюдий ученику, пришедшему его проведать.
Ученик стал восхищаться превосходной игрой маэстро. Бах, прервав его, сказал:
- В этом нет ничего удивительного:
надо только своевременно нажимать соответствующие клавиши, а все
остальное сделает сам орган.
Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
- Да я пишу... Стихи...
- Это ведь тоже очень интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй...
Собеседником Вольфганга Моцарта был Вольфганг Гете.
Один юноша спросил Моцарта, как писать симфонии.
- Вы еще слишком молоды. Почему бы вам не начать с баллад? -- сказал композитор.
Юноша возразил:
- Но ведь вы же начали писать симфонии, когда вам еще не исполнилось десяти лет!
- Да, - ответил Моцарт,- но я никого не расспрашивал, как их следует писать!